литератураживописьскульптураархитектура
соборыцерквизамкикладбища


Реймский собор

        Величавое творение рук человеческих было возведено в XIII веке. Реймский собор был построен позже знаменитого Нотр-Дам, но при этом значительно раньше соборов, построенных в Страсбурге, Амьене и Бове. Французское имя Реймского собора походит на название Собора Парижской Богоматери, да и сам он чем-то похож на него (но ведь в то время все было чем-то похоже: везде пики, стрельчатые арки), но аура собора намного отличается от Нотр-Дам. Итак, Notre-Dame de Reims – так звучит Реймский собор по-французски.
       Собор имеет очень почетное место. Это не только один из самых известных образцов готического искусства, но и участник списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Вплоть до XIX века, начиная с начала эпохи средневековья, этот собор служил местом коронации практически всех монархов во Франции.
       Так как собор знатен, он имеет богатую историю. Около 498 года, святой Ремигий крестил в Реймском соборе Хлодвига I. В 816 году сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом, где он короновался в качестве императора. 1027 год: коронация Генриха I. Легенда о сосуде с миррой (фр. Sainte Ampoule) и политическое могущество Реймского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.
       В 1210 году произошло несчастье, в результате которого Реймский собор был полностью уничтожен при пожаре, но не долго пустовало это святое место. Уже 6 мая 1211 года, Архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил здесь новый собор Божьей Матери, который существует и поныне. В строительстве нового Реймса принимали участие четыре архитектора: Жан д'Орбе (Jean d'Orbais), Жан-ле-Лу (Jean-le-Loup), Гоше Реймский (Gaucher de Reims), Бернар Суассонский (Bernard de Soissons).
       29 мая 1825 года была произведена последняя коронация в Реймсе. Удостоившимся этой чести был Карл X.
       Вот что писал один человек, про Реймский собор. Такое просто невозможно написать, не испытывая определенных чувств к чудесному строению: «Соперничая с Собором Парижской Богоматери, восхищает своим внешним обликом Реймский собор. Он не избежал наслоений последующих веков, но талантливейший мастер XV века завершал башни собора. В удивительной гармонии со всем массивом здания, высокие и мощные, вместе с тем легко и просто высятся они на фоне неба своими кубическими формами, прорезанными узкими вертикальными пролётами. Башенки по углам смягчают резкость контуров. Собор настолько выше всего окружающего, что главная его масса рисуется на фоне проходящих облаков и в такие минуты точно движется. К новшествам Реймского собора принадлежат пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов.
       На его аркбутанах в лёгких беседках как бы нашли приют ангелы, готовые снова взлететь. Фигуры королей, стоящих в ряд на самой высокой галерее собора охраняли его денно и нощно. Святые у врат беседовали между собой. На балюстраде венчающей капеллы абсиды — разные животные. Живые головы появились на консолях в потаённых уголках. Реймский собор полон неожиданностей. И всё время кажется, что чего-то недоглядели. И действительно — многое исчезло во время первой мировой войны».
Сайт создан в системе uCoz